Экспертиза почерка

Почерковедческая экспертиза: предмет, объекты, задачи, подготовка материалов

 

Глава 1. Сущность почерковедческой экспертизы

Понятие, предмет и объект почерковедческой экспертизы

Исследования рукописей относятся к числу наиболее распространенных криминалистических экспертиз. Основная их цель – идентификация исполнителя. Однако зачастую с их помощью решаются вопросы, касающиеся авторства, условий исполнения рукописей, целевой установки пишущего (подделка или искажение почерка), свойств его личности и признаков внешности (пол, возраст, состояние опьянения). Однако об этом более подробно будет сказано далее, когда речь пойдет о задачах почерковедческой экспертизы. В качестве объектов таких исследований могут выступать объемные рукописи (дневники, письма) и краткие записи (подписи, цифры, рисунки, символы), в которых  проявились устойчивые индивидуальные особенности письма. Предметом же исследования является почерк – относительно устойчивая система движений, отображающаяся в рукописях, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык. Умение писать приобретается в результате длительного обучения и тренировок. Отдельные идентификационные признаки почерка начинают проявляться у детей уже в 3-4 классе. Однако их совокупность, достаточная для идентификации по почерку, как правило, формируется в 5-6 классе, когда совокупность сложных двигательных навыков, обусловленных деятельностью центральной нервной системы человека, доводится до автоматизма, проявляясь в относительно устойчивых идентификационных признаках письма. Принято различать: технические навыки (посадка человека при письме, расположение бумаги, держание пишущего средства); графические навыки (воспроизведение письменных знаков и их сочетаний); навыки письменной речи (словарный состав и построение текста, предложений). Совокупность технических и графических навыков, отображающихся в рукописи, характеризуют почерк человека. Под влиянием воли человека, усилий письма, внешней среды и иных субъективных и объективных факторов в почерке появляется  много особенностей, совокупность которых становится неповторимой. В почерках разных лиц могут встречаться отдельные одинаковые признаки, но их совокупность у каждого человека индивидуальна. Несмотря на разнообразие причин, вызывающих изменения почерка, система движений (динамический стереотип) в целом, выработанная на протяжении длительного времени, относительно устойчива. Это значит, что возможность идентификации человека по почерку сохраняется во времени и даже при попытках умышленного искажения или при изменении почерка в старости, что выражается в замедленности письма и снижении координации движений, в упрощении строения букв. Изменения в почерке могут появляться также при особых условиях письма: необычные поза пишущего, средства и материал письма, необычное состояние пишущего (опьянение, возбуждение), нарушение функции костно-мышечного аппарата или нервной системы (травмы, нервные заболевания), наконец, при умышленном искажении почерка (маскировка или подражание почерку другого человека). Однако при наличии достаточно объемного рукописного текста и в этих случаях нередко сохраняется совокупность индивидуальных признаков почерка.

1.2. Задачи почерковедческой экспертизы

Перед почерковедческой экспертизой следователем или судом могут быть поставлены задачи идентификационного и неидентификационного (диагностического) характера. К первым относится: установление исполнителя рукописного текста или подписи Необходимость в этом может возникнуть у следователя или суда при изучении письменных или вещественных доказательств, в частности, когда содержание написанного составляет доказательство определенного факта — подделки, угрозы, оскорбления и т. д. Иногда установление исполнителя текста документа может указать на круг лиц, среди которых следует искать виновного. Так, при расследовании двух дел (о пожаре и об убийстве) обнаружение на месте происшествия клочков ученических тетрадей и установление конкретных исполнителей текстов на этих листках способствовали построению правильных версий. Как выяснилось в результате расследования, в первом случае отец ученика использовал тетради сына в качестве материала для поджога дома, во втором — брат ученицы К. из листов, вырванных из ее тетради, изготовил пыжи; установление факта выполнения одним лицом различных текстов, отдельных фрагментов текста и подписей Например, если обвиняемый признается в выполнении одного из документов, проходящих по делу в качестве вещественного доказательства, подтверждающего какой-либо факт, но отказывается от другого, а у следователя есть основания полагать, что обвиняемым написан и другой документ, то он назначает почерковедческую экспертизу. В этом случае на разрешение эксперта может быть поставлен вопрос о том, одним ли лицом выполнены оба текста, причем первый документ используется в качестве образца почерка обвиняемого. Вопрос о выполнении нескольких текстов или подписей одним лицом может быть поставлен и в том случае, когда у следователя есть основания полагать, что исполнителем всех текстов анонимных писем или подписей от имени вымышленных лиц является одно лицо. Следователь или суд, назначая экспертизу почерка, в подобных случаях может поставить на разрешение эксперта вопрос о выполнении текста одним лицом или разными лицами. Как уже отмечалось, кроме идентификационных могут проводиться и неидентификационные исследования. Они имеют своей целью: установление факта письма в необычных условиях или при необычном состоянии писавшего; установление одновременности выполнения всех фрагментов текста, подлежащих экспертизе; решение вопроса о давности выполнения исследуемой рукописи; определение пола исполнителя по рукописному тексту и т. д. Вопрос об условиях выполнения рукописи следователю и суду приходится выяснять при проверке показаний обвиняемых, свидетелей или потерпевших либо в целях уточнения или оценки заключения эксперта, содержащего выводы о невозможности решения поставленной перед ним задачи. Например, эксперт при исследовании подписи на расходном ордере установил совпадающие и различающиеся признаки почерка, однако ни те, ни другие не являются, по его мнению, достаточным основанием для положительного или отрицательного вывода. По этой причине эксперт пришел к выводу о невозможности решения поставленной перед ним задачи.[1] При оценке такого вывода у следователя могут возникнуть дополнительные вопросы, касающиеся влияния условий письма на проявление признаков подписи. Перед экспертом в подобном случае может быть поставлена задача установить, могли ли появиться различающиеся признаки почерка вследствие выполнения подписи определенным лицом в неудобной позе или болезненном состоянии. Особенно часто такие вопросы ставятся перед экспертом в случаях когда другими доказательствами по делу (например, показаниями свидетелей) установлено, что подпись была выполнена в очень необычных условиях больным человеком (например, подпись на завещании). В данном случае результатом сравнительного исследования является исключение или подтверждение условий, сходных с проверяемыми по характеризующим их признакам. Иногда одной из задач неидентификационного исследования, которую ставят перед экспертом, является установление факта дописки слова или фразы к тексту, цифры к числу и т. д. Например, существенное значение может иметь установление того, выполнен ли весь текст накладной в одно и то же время либо некоторые из наименований товаров были дописаны позднее, после написания основного текста. Обычно эта задача решается комплексным исследованием с применением методик как почерковедческой экспертизы, так и технической экспертизы документов. Необходимость в определении времени выполнения рукописи может возникнуть при решении вопросов о приоритете научных открытий, давности составления завещаний. Задачи, поставленные перед экспертом следователем или судом, определяют методику проведения экспертизы рукописного текста, а также процесс подготовки и оформления материалов, направляемых для исследования. При необходимости установления исполнителя рукописного текста либо подписи следователь или суд должны представить эксперту, производящему экспертизу, свободные и экспериментальные образцы почерка (подписи) лица, в отношении которого проводится исследование. Если перед экспертом поставлена задача установить, одним или разными лицами выполнены отдельные фрагменты текста в исследуемом документе или несколько текстов (подписей), то на экспертизу представляются лишь исследуемые документы (например, завещание с подписью умершего лица). При проведении экспертизы почерка по рукописям, выполненным в необычных условиях, требуются образцы почерка или подписей, выполненные в аналогичных условиях.

Глава 2. Методика почерковедческой экспертизы

2.1. Идентификационные признаки почерка

Для того чтобы установить, не исполнена ли рукопись тем или иным лицом, необходимо сравнить исследуемый почерк с почерком данного лица. Такое сравнение проводится по тем признакам, которые дают возможность различать почерки и идентифицировать писавшего. В результате научных исследований и практики почерковедческих экспертиз эти признаки были выделены, систематизированы и получили название идентификационных признаков письма.[2] Под идентификационным признаком письма понимают особенность письменно-двигательного навыка, отображающуюся в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретною лица. Особенности письменно-двигательного навыка входят в так называемый идентификационный комплекс признаков, который позволяет дифференцировать почерки разных лиц и устанавливать исполнителя рукописи. Идентификационные признаки почерка делятся на общие и частные. Общие признаки почерка характеризуют в целом почерк определенного лица, дают представление о системе графического начертания всей совокупности письменных знаков. Признаки, присущие не всем, а отдельным знакам, относятся к частным признакам почерка. Общие признаки условно можно разделить на три большие группы: отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка; отражающие структурные характеристики движений; отражающие отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений (топографические). Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка 1. Выработанность почерка означает уровень овладения техникой письма, проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Пo cтeпeни выpaбoтaннocти пoчepки дeлятcя нa мaлoвыpaбoтaнныe, cpeднeвыpaбoтaнныe и выcoкoвыpaбoтaнныe. Маловыработанные почерки отражают начальную степень образования навыка письма. К этой группе относятся: 1) школьные ученические почерки, характерные для периода обучения письму; 2) почерки лиц, оставивших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. О малой выработаннсти почерка в первые периоды обучения письму свидетельствуют низкая точность движений, угловатость овалов, неравномерность протяженности, направления, размещения движений, характер которых определяется прописями. В противоположность школьному в маловыработанном практическом почерке признаки низкой координации движений, особенно неравномерность протяженности, направления и размещения движений, выражены еще более отчетливо. В связи с этим рукописи выглядят нестройными, нечеткими. Средневыработанные почерки — этo нecфopмиpoвaвшийcя дo кoнцa пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий cтaдию пpaктичecкoгo ocвoeния cвязнoгo и быcтpoгo пиcьмa. Koopдинaция движeний xapaктepизyeтcя нeycтoйчивocтью пpoтяжeннocти, нaпpaвлeния и paзмeщeния движeний пpи выпoлнeнии пиcьмeнныx знaкoв и иx элeмeнтoв. Тaкoмy пoчepкy cвoйcтвeнен cpeдний тeмп. Высоковыработанные почерки — это вполне сформировавшиеся почерки, отражающие приспособленный к относительно быстрому темпу и характеризующийся автоматизацией движений навык письма. Для них характерны относительно большая точность движений, значительная непрерывность письма, постепенное утолщение в начале и спад нажима в окончании штрихов, упрощенное строение букв. 2. Координация движений при письме обычно рассматривается с точки зрения соблюдения параметров движения при выполнении: 1) элементов букв и 2) сочетаний элементов букв, слов, фраз. Неточность движений первой группы выражается в извилистости, изломах прямых штрихов, угловатости овалов, несоразмерности отдельных частей элементов, смещенных началах и окончаниях движений. Признаки неточности движений второй группы состоят в несоразмерности параметров движений (протяженности, направления, размещения) во всей рукописи. 3. Темп движений при письме может быть привычным и изменчивым. Различие в темпе письма сказывается в степени непрерывности движений при выполнении букв и их сочетаний. Темп письма – признак, тесно связанный со сложностью движений. Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем медленнее темп письма, и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при выполнении определенных букв иногда служит показателем темпа. 4. Степень сложности движений, отображающихся в строении почерка в целом, характеризует тенденцию в формировании почерка: подчинялось ли развитие письменно-двигательных навыков стремлению писать особенно красиво, стройно и вместе с тем своеобразно либо всецело приспосабливалось к быстрому темпу письма. По степени сложности движений различают: 1) почерки простого строения; 2) почерки упрощенного строения; 3) почерки усложненного строения. К группе простого строения относятся почерки, отражающие наиболее целесообразную систему движений, приспособленную к быстрому темпу письма и одновременно сохранению четкости рукописи. Для обладателей упрощенного почерка характерен быстрый темп письма, который достигается очень часто за счет некоторого несовершенства точности (координации) движений. Нечеткость рукописи — частый спутник упрощенного почерка. Для группы почерков усложненного строения характерно значительное увеличение сложности системы движений при письме по сравнению с простыми почерками. Оно формируется под влиянием активного стремления лица к оригинальности, к украшательству почерка. Координация движений при этом всегда бывает высокой. Для почерка усложненного строения характерны мелкие, тонкие, точные движения, которыми воспроизводятся детали букв, элементы и буквы в целом. Общие признаки, отражающие структуру движений по их траектории 1. Как показывают наблюдения и экспертная практика, преобладающая форма движений при письме в соответствии с прописями – прямолинейно-дуговая. Но возможны и отклонения — угловая, петлевая, изломанная либо извилистая, а также разнотипные формы, являющиеся результатом сочетания различных форм движений. 2. Преобладающее направление движений рассматривается отдельно в отношении основных элементов, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв и букв в целом. По данному признаку различают наклон правый, левый, косой правый и неравномерный, а также выделяют случай отсутствия наклона. Направление движений при выполнении дугообразных элементов — левоокружное (против часовой стрелки) и правоокружное (по часовой стрелке). Преобладающая протяженность движений (высота букв, разгон и расстановка): высота — большая (более 5мм), средняя (2-5мм), малая (менее 2мм); разгон — большой, средний, малый; расстановка — широкая, узкая. Степень связности (непрерывности) движений – высокая (5-6 букв), средняя (3-4 буквы), малая (1-2 буквы). Степень и характер нажима — сильный, средний, слабый. Однако силу нажима бывает довольно трудно определить при письме шариковыми ручками. Общие признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений Размещение самостоятельных фрагментов документа (обращений, дат, подписей, резолюций) в пределах листа бумаги. Размещение текста относительно срезов листа бумаги: наличие или отсутствие полей, их локализация, размер и конфигурация — прямолинейная, вертикальная, правонаклонная, левонаклонная. Размещение начального движения в первой строке абзаца относительно начала других строк и предшествующей строки (размер красной строки или интервала между абзацами). Размер интервала между строками — большой, малый. Размещение линии письма относительно бланковой строки — на типографской линовке, под типографской линовкой. Направление письма в строке (положение строк относительно горизонтального среза бумаги) — горизонтальное, поднимающееся, опускающееся. Форма линии письма в строке — дугообразная выпуклая, дугообразная вогнутая, ступенчатая. Размер интервалов между словами — большой, средний, малый. Размещение движений при выполнении знаков препинания — относительно предшествующего слова, относительно линии письма или бланковой строки. Среди частных признаков почерка можно выделить следующие: - форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (прямолинейная, дуговая, петлевая, угловая, извилистая); направление движений при написании. Различают движения снизу вверх, сверху вниз, левоокружные, правоокружные; протяженность движений. Она характеризуется относительным размером штрихов различных элементов букв; связность движений, то есть вид соединения элементов в буквах, а также вид соединения букв между собой (слитный или с интервалами); - относительное размещение точек начала, окончания, пересечения и соединения движений; - последовательность движений, которыми выполняются различные элементы букв и их соединения; сложность движений при выполнении букв. Различают обычные, усложненные и упрощенные движения, по сравнению с прописями. В следственной практике указанные признаки почерка используются в целях решения розыскных и идентификационных задач. В случаях обнаружения рукописных текстов (письма-угрозы, поддельные медицинские рецепты и т.п.), исполненных неизвестным лицом, составляется розыскная таблица, по которой производится сравнительное исследование почерков проверяемых лиц. Для составления розыскной таблицы, прежде всего изучается содержание рукописи, анализируются признаки письменной речи и почерка. Из их числа выбирают наиболее характерные, редко встречающиеся и устойчивые признаки – обычно шесть-восемь. Основная часть  таблицы состоит из характеристики этих признаков и их графических зарисовок. Затем намечается круг лиц, которые могли выполнить исследуемый документ, и организуется непосредственная проверка их почерков – розыск исполнителя документа